Полковникова Виолетта
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Опубликовано в Без рубрики  Автор: admin
Февраль 1st, 2016
сайт под ключ

Образовательная  деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием   картинок-ассоциаций)

Тема: «Где живут звуки?»

Цель: Создание условий для развития звуковой, аналитико-синтетической активности детей  в процессе различения понятий «звук»,  «буква» с опорой на основные каналы восприятия.

Задачи:

1. Создать условия для развития звуковой аналитико-синтетической активности детей  в ходе образовательной деятельности;

2. Способствовать развитию фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

3. Обеспечить условия для развития ассоциативного мышления с опорой на основные каналы восприятия: зрение, слух, кинестетические (телесные) ощущения; 

4. Содействовать развитию способности соотносить звук с его символом-буквой, различать и правильно использовать термины «звук», «буква»;

5. Способствовать познавательному развитию детей;

6. Воспитывать самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в команде.

Виды деятельности: -  Коммуникативная.  -  Двигательная.  -  Познавательная.  -  Исследовательская.   -  Практическая.

Оборудование и материалы: столы, стулья, квадраты синего и красного цвета, картинки-ассоциации большого формата, буковые дощечки с шероховатыми буквами (классический Монтессори-материал) с наклеенными маленькими картинками-ассоциациями, повязки на глаза для  каждого ребёнка и педагога, заготовки (буквы, картинки-ассоциации маленького формата) для памяток на каждого ребёнка и демонстрационная для педагога.

Словарная работа: звук, буква, памятка.

Примечание:  условия организации образовательной деятельности выделены курсивом.

На занятие берутся звуки и буквы (а также картинки-ассоциации) пройденные к данному этапу обучения.

 Ход образовательной деятельности

  1. I.   Организационный.

Создание ситуации общения.

Цель: Привлечение внимания детей к педагогу, приветствие друг друга. Актуализация познавательного опыта детей.

Педагог собирает  детей в  круг.

1. Игра «Давайте познакомимся»

Дети передают огонек душевности по кругу, импровизированный «зажжённой» свечой со словами приветствия: употребляя имена в уменьшительно-ласкательном значении.

2.Игра «Подними сигнал»

Цель: Различение на слух гласных и согласных звуков.

В руках у меня квадраты разного цвета, возьмите себе один из них. (Таким образом, дети делятся на команды).

- У нас образовалось 2 команды. Как думаете, зачем мы разделились на 2 команды? (предположения детей)   Предлагаю поиграть.

Красная команда поднимает свой сигнал, как только услышит гласный звук, синяя команда поднимает свой сигнал, как только услышит согласный звук.

Но, сначала обсудите в своих командах и вспомните, чем гласный звук отличается от согласного. (Обсуждение в командах).  Можно предложить слова.

-  Как вы здорово справляетесь с заданием.

- Что вы сейчас различали? (звуки)  А где они, покажите мне их.

- Что делали ушками (слушали), а я что делала (произносила звуки)

- Значит, что вы можете сказать о звуках?

(Дети делают вывод: звуки мы не видим, мы их слышим и произносим).

сайт под ключ

-  У каждого из нас есть свой дом, где мы живём. А как вы думаете, где живут звуки? (предположения детей).

Правильно, каждый звук живёт в своём домике – букве. Вы, наверное, уже и буквы некоторые знаете?  -   Молодцы.

  1. II.      Мотивационно-целевой.

Создание проблемной ситуации.

Цель:  Формулирование проблемы. Определение пути решения проблемы.

-  А вот я работаю в детском саду, куда ходят дети, которые плохо видят. Им очень, очень трудно различать буквы глазками. Они всё время путают эти домики, в которых живут звуки. Я пришла к вам за помощью. Чем мы можем им помочь? Как сделать так, чтобы им было легче запоминать буквы и не путать их? (ответы детей)

-  Всё, что вы перечислили, можно соединить в одной подсказке  — памятке.

Значит можно сделать для детей подсказки – памятки, которые я  потом им передам.  Думаю, они  будут очень рады такой помощи.

Памятка – это подсказка.  Мы к каждому домику-букве подберём картинку, которая поможет быстро вспомнить звук, живущий в этой букве.   -  Согласны?

III.  Основная часть.

Создание ситуации развития. Организация совместной образовательной, исследовательской и  практической деятельности.

Цель:  Создание условий для развития звуковой, аналитико-синтетической активности детей  в процессе различения понятий «звук», «буква».

Организация образовательного пространства, обеспечение ситуации развития:

  1. 1.      Знакомство с картинками-ассоциациями

Цель: Развитие ассоциативного мышления с опорой на основные каналы восприятия: слух, зрение, кинестетические ощущения.

Задача: вызвать и закрепить ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим.

 -  Где можно взять картинки?  Педагог берёт книгу, из которой  высыпаются картинки-ассоциации большого формата. -  Ребята, может быть, эти картинки нам подойдут? (Рассматривание картинок сидя на полу).

Дети с помощью педагога догадываются: можно показать движение к картинке и его озвучить  — так легче. В случае затруднения детей показ некоторых  картинок  педагог сопровождает чтением стихотворения:

-  «Рука с яблоком» имитируем жест человека, протягивающего что-то на ладони другому человеку, говорим коротко, ударяя первый звук голосом На-На.

(Но, лошадка! Но, вперёд! Но лошадка не идёт:  Дайте яблок  и зерна! – Что  вы молчите? На!)

- «Ёжик» сплетаем пальцы рук в «замок», пальцы растопыриваем, как «иголки», произносим короткое многократное «Ф-Ф-Ф».

 Пальчиковая игра.

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (пальцы  в замок, покачать в стороны)

Вот они, вот они, вот они! (растопырить пальцы, но руки не расцеплять)

Ёжик, Ёжик колкий, убери иголки! (покачивать в таком положении в такт стиха)

Оп!  (резко опустить пальцы, сделав «замок»)

(озвучиваем  картинку — коротко — «Ф-Ф-Ф»).

- «Пальчик около губ» – рисуем пальчиком буковку «О». Обводим пальцем округлые губы, говорим  [О].

- «Птенец»  — руку согнуть в локте, поднять на уровень губ. Рот широко открываем, говорим [А]. Одновременно с произнесением звука открываем пальцы руки, сложенные в щепотку.

- «Самолёт» – руки в стороны, покачиваемся из стороны в сторону, показываем «полёт» со звуком  [У-У-У]

- «Портрет женщины» — это мама. Показываем движение ладонью, будто гладим маму по головке, говорим кратко: [М- М-М]

(6 картинок -  6 детей).

  1. Игровое упражнение «Говорящие кочки» (Развитие фонематического слуха.)

-   Посмотрите, сколько картинок на полу.  На что похожи картинки, разложенные на полу? (на кочки)

- Кто хочет попрыгать по кочкам? Хорошо, будем играть в кочки. Какие правила игры придумаем? (дети придумывают правила игры)

-  Что будет делать водящий? (прыгать с кочки на кочку)

-  Что  будут делать остальные? (озвучивать каждую кочку с  движением)

        3.   Игра «Что получится?»

Цель: Развитие фонематического восприятия, навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.

-  Возьмите каждый по одной картинке. На обратной стороне картинок приклеены  кружочки разного цвета – найдите себе пару, возьмитесь за руки. (Образовались пары по принципу ГС или СГ)

-  Соедините «подружите»  свои картинки. И «прочитайте», используя движения, что получится?

-  Какой первый звук у вас? [М] (движение ладонью,  гладим маму по головке)

-  Какой второй звук?  [А] (открываем пальцы руки, сложенные в щепотку)

-  Что получится, если сначала произнести [М], потом [А]? [МА].

Затем дети меняют картинки местами. Аналогично ведётся работа с открытым слогом и т.д.  (Можно взять односложные слова – зависит от этапа оюучения)

 4.Обследование шероховатых букв

Цель: Соотнесение звука с его символом-буквой через тактильное чувство,  подготовка руки ребенка к письму.

-  Ребята, что-то новенькое появилось в вашей группе?

Дети на столах находят буковые таблички с шероховатыми буквами. Около каждой буквы наклеена соответствующая ей маленькая  картинка-ассоциация. (Дети между собой делятся впечатлениями о находке.)

-  Что знакомое заметили? (картинки, только маленькие)

-  Что необычного в этих буквах? (шершавые).

А)  Проходите за столы, я вам покажу что-то интересное.

-  Вы знаете, что мы можем узнать букву даже без помощи глаз. Смотрите: педагог надевает повязку, дети дают любую букву, педагог, обследуя двумя руками ее, показывает движение и озвучивает его.

Б) Теперь вы попробуйте (дети обследуют букву с открытыми глазами).

В) Кто хочет попробовать это сделать с закрытыми глазами? (дети закрывают глаза с помощью повязок, педагог меняет таблички, дети обследуют буквы).

-  Кто догадался, не снимая повязку, поднимите руку. (Дети по очереди показывают движение и произносят  звук, который живёт в этой букве). В  случае, если ребёнок не узнал на ощупь букву, он снимает повязку, и, глядя на картинку-ассоциацию вспоминает звук, который живёт в этой букве. (Ситуация успеха гарантирована в любом случае.) Затем педагог берёт два пальчика ребёнка (указательный и средний) и  обводит букву, будто пишет её.

5.Изготовление памятки для запоминания букв

Самостоятельная работа детей

-  Вам легко было узнавать буквы?

-  Что помогло вам? (картинки…)

-  Значит,  и моим детям помогут такие картинки-подсказки.

-  Давайте мастерить такие подсказки-памятки для моих деток.

- Здесь (рядом на столе) лежат буквы, здесь картинки. (Дети самостоятельно выбирают любую букву, подбирают к ней картинку, изготавливают памятку).

При выполнении работы встречаются с трудностью: как приклеить без клея?

Догадываются, (маленькие картинки на двухстороннем скотче) можно отклеить бумажную поверхность с маленькой картинки, получится липкая картинка. Помогают друг другу.  По ходу выполнения работы  детьми, педагог изготавливает свою памятку (с неизвестной для детей картинкой-ассоциацией и буквой).

6. Подведение итогов

-  Наши памятки – подсказки готовы.

-  Получились они у нас?

-  Давайте вместе посмотрим, что у каждого из нас  получилось.

(Дети по очереди, глядя на свои памятки, показывают жест, озвучивают его, тем самым называют букву.)

-  Каждый из вас сейчас что-то произнёс: ([А ] [ О] [ У] [ Н] [ М] [Ф] )

Одним словом, что мы сейчас произносили? (звуки)

-  Посмотрите на свои памятки, что вы видите там? (буквы)

-  Так чем же различаются звук  и  буква?

Дети делают вывод: звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

- Так, где же живут звуки? (каждый звук живёт в своём домике – букве)

-   Посмотрите, что получилось у меня. (Педагог показывает свою памятку)

-  Как думаете, какой звук живёт в этом домике?

-  Как догадались? (помогла картинка)

7. Заключительная часть

- Думаю,  что теперь мои дети не  будут путать буквы и  очень легко их запомнят.

-  Уверена, что памятки очень им понравятся, и они скажут вам большое спасибо.

- Мне они очень понравились!

- А вам было интересно их  составлять?

- А что запомнилось и понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Спасибо вам большое за помощь.

Сегодня вы совершили доброе дело, вы помогли детям, у которых болят глазки. Продолжайте совершать добрые поступки и дальше.

Дома расскажите своим родителям, какое доброе дело вы сегодня сделали.

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P