Полковникова Виолетта
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Конкурс. Дидактические игры с картинками-ассоциациями

Опубликовано в Без рубрики  Автор: admin
Январь 19th, 2016
сайт под ключ

Цель: Формирование речевой готовности к школьному обучению  детей с общим недоразвитием речи с опорой на основные каналы восприятия

Процесс обследования звукового и слогового состава слова для ребёнка дошкольного возраста сложен. Это большая мыслительная работа: нужно вычленить, какие звуки слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество, определить слоговой состав слова.

Но как сделать так, чтобы этот сложнейший процесс приносил ребёнку радость, стал легче и веселее? Очень хочется, чтобы легче и веселее стало и нам – педагогам. По моему глубокому убеждению, радость от процесса обучения должна быть обоюдной.  Когда это происходит в моей работе именно так, значит, мой девиз «обучение без мучения» работает!

Выход  нашла в изменении методов и приёмов знакомства детей со звуками, буквами, звукобуквенным составом слова, для того, чтобы мир звуков и букв стал ближе ребёнку, чтобы процесс чтения для ребёнка был удовольствием.

Как продолжение статьи «Картинки-ассоциации, как первая ступень в  подготовке детей к обучению грамоте» предлагаю подборку дидактических игр с использованием игровой методики картинок-ассоциаций (эту методику я адоптировала, используя разработки Н.В. Пятибратовой)  и классического «Монтессори-материала» — «тактильные буквы».

Игры разнообразные и простые, как для подгруппы детей, так и для индивидуальной работы.  Игры всякие: и подвижные, и речевые, и командные, и игры-забавы.  Для начала провожу подготовительные игры. Приведу пример нескольких презентаций картинок.

Подготовительные игры (знакомство, подготовка картинок-ассоциаций к работе)

 1.      Игра пальчиковая «Ёжик»  (Знакомство со звуком [Ф])

 Взрослый показывает  картинку-ассоциацию с ёжиком.  Читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют.

Ёжик, ёжик колкий   (пальцы сплести в замок, покачать в стороны)

Где твои иголки?

Вот они, вот они, вот они! (растопырить пальцы, но руки не расцеплять)

Ёжик, Ёжик колкий, (покачивать в таком положении в такт стиха)

Убери иголки!  Оп!  (резко опустить пальцы, сделав «замок»)(озвучиваем  картинку — коротко — («Ф-Ф-Ф» )  

2.      Игра «Лошадка»  (Знакомство со звуком [Н])

Взрослый показывает картинку «рука с яблоком»   

– Но, лошадка!

Но, вперёд!

Но лошадка не идёт:

 Дайте яблок  и зерна!

– Что  вы молчите?…..На!     

3.      Игра  «Птенец» (Знакомство со звуком [А])

Взрослый показывает картинку с птенчиком, рассказывает стихотворение, одновременно показывая жесты: для звука «А» – пальцы в щепотке, раскрываются при звуке «А»; при слове «прилетела» – машет руками, при слове «червячка» – шевелит указательными пальцами рук. Дети повторяют.

Птенчик маму потерял,

Птенчик маму звал и звал,

Ротик шире открывал,

Громко звуки «А» кричал: А, А, А!

4.      Игра «Сдувшийся мяч»

Дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый показывает настоящий мяч, дети ощупывают его. Детям предлагается показать, какой мяч большой, развести руки в стороны. Затем взрослый рассказывает, как катился мяч по дорожке и вдруг наткнулся на гвоздь. «Что случится с нашим мячиком? Он сдувается. Давайте покажем, как мячик будет сдуваться». Взрослый медленно сводит руки, одновременно произнося длительный звук «с-с-с» (губы растянуты в улыбке). Дети повторяют. Взрослый показывает картинку «Сдувшийся мяч», дети ещё раз показывают движение и звук сдувшегося мячика.

 

 Игры с несколькими картинками одновременно

1.      Игра «Кочки»

Цель: Развитие фонематического слуха

Разложить большие картинки на полу длинной «дорожкой» – от двери до миски

с фасолью, где закопаны разные мелкие предметы. Ребёнку предлагается допрыгать по картинкам, как по кочкам на болоте до сюрприза, спрятанного в миске. Ребёнок смотрит на первую картинку, показывает жест, озвучивает и прыгает на неё ножками. Затем – на следующую и т.д.

2.      Игра «Говорящие кочки»

Картинки-ассоциации разложить на полу вразброс, будто кочки на болоте. Один ребёнок-водящий  прыгает ножками на «кочку», все остальные дети показывают нужный жест и озвучивают его. (Кочка  «ожила»).

3.      Игра «Слушай и показывай»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Взрослый рассказывает историю с использованием (показом) некоторых картинок. Ребёнок слушает и показывает необходимый жест, озвучивает картинку.

Задача – вслушиваться в текст и вовремя продемонстрировать нужный жест и звук, а в последующем и букву, в которой «живёт» этот звук.

Например:

Заботливая сестра

Однажды Коля заболел и не пошел в детский сад. Дома Коле скучно сидеть, горло болит, хочется кашлять (показ картинки «мальчик с ладошкой у рта»). Решил Коля почитать – быстро надоело. Поиграл в солдатиков, пострелял из игрушечного автомата (показ картинки «Автомат»), постучал по барабану (показ картинки «Барабан») – скучно. Даже игра в мячик Колю огорчила: упал мяч неудачно и сдулся (показ картинки «Сдувшийся мяч»). Позвал тогда Коля свою старшую сестру из соседней комнаты и попросил побыть с ним. Сестренка пожалела Колю, достала из кармана сладости и протянула брату (показ картинки «На!»). Настроение у Коли поднялось, ему стало очень приятно. Он поблагодарил сестричку, и они вместе ещё долго играли в то, что нравится Коле – катали машинки (показ картинки «Руль») и делали бумажные самолётики (показ картинки

«Самолёт»). Вдвоём веселее!

 Основная работа с картинками-ассоциациями проводится с подключением    «тактильных букв» (Монтессори-материал).

1.      Игра «Классики с буквами»

Цель:  Отработка навыка слогового чтения.

Разложить картинки-ассоциации на полу подобно игре «Классики» по принципу

Г;   СГ;  Г;  СГ… Подгруппа детей играет в игру, соблюдая правила всем известной игры «классики».

сайт под ключ

 

Легко, играя, ребёнок овладевает навыками слогового чтения. В случае затруднения ребёнок делает так:   смотрит на большую картинку, либо на маленькую, нарисованную тут же, на букве, — показывает характерное движение и озвучивает его. Вся эта мыслительная операция осуществляется быстро, в будущем – почти мгновенно. Стоит только ребёнку увидеть картинку-ассоциацию около нужной буквы, как звук сам всплывает в памяти, а движения рук, только начавшись, заканчиваются. Так, в игре, незаметно для себя ребёнок овладевает навыками слогового чтения.

2.      Игра «Что получится?» (составляем слова)

Цель: Развитие фонематического восприятия, навыка анализа и синтеза односложных слов.

Взрослый предлагает нескольким командам  определённый набор картинок. Нужно «подружить» свои картинки так, чтобы у каждой команды получилось слово. Дети выкладывают в группах односложные слова. При помощи жестов «читают» свои слова. Далее можно предложить буквы и попросить найти для каждой буквы свой домик. Здесь дети читают слова уже с помощью букв.

 

 

 

 Результаты работы с картинками – ассоциациями

            Теперь поэтапное обучение детей  звуковому и звукобуквенному анализу,   чтению и письму посредством картинок-ассоциаций стало возможным без мучения, легко и играя. В результате процесс обучения станет  динамичным, эмоционально приятным, разнообразным и  эффективным.

Кроме того, игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения, а также готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи. Применяю картинки в работе с неговорящими детками для «запуска речи». Картинки-ассоциации помогают вызвать звукоподражания, вокализации, повысить мотивацию к речевым занятиям.

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P