Полковникова Виолетта
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Конкурс. Картинки-ассоциации как первая ступень в подготовке детей к обучению грамоте

Опубликовано в Без рубрики  Автор: admin
Декабрь 27th, 2015
сайт под ключ

Дорогие родители и педагоги!

Предлагаю простую и эффективную методику, которая поможет детям очень быстро и легко запомнить буквы. Многим малышам трудно даётся запоминание букв, потому что буква для дошколёнка – абстрактное понятие, и что делать с этим графическим символом, у которого так  много палочек и округлостей – ему непонятно.

Анализируя разнообразные методы и приёмы обучения грамоте детей с нарушениями речи, я комбинировала традиционную логопедическую методику, игровую методику использования картинок-ассоциаций (эту методику я адоптировала, используя разработки Монтессори-педагога Н.В. Пятибратовой)  и  элементы Монтессори-метода в единую систему подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте. В результате процесс обучения стал  динамичным, эмоционально приятным, разнообразным и  эффективным.

В моей системе подготовки детей к обучению грамоте картинки-ассоциации — это первая ступень, которая помогает детям очень быстро, легко, играя  запомнить буквы. Об этой ступени расскажу подробнее.

Работа с картинками-ассоциациями не только развивает ассоциативное мышление, но и  предусматривает опору на основные каналы восприятия маленького ученика: зрение, слух, кинестетические ощущения. Это создаёт связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно.

Моя задача – вызвать и закрепить у ребёнка ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим. Для каждой картинки есть своё, легко запоминающееся движение и своё звукоподражание. Большинство движений крупные, контрастные, с большой амплитудой, что важно для их лёгкого запоминания, воспроизведения и отделения от других. Звуки к движениям проговариваются чётко, утрированно. Все движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Для начала попробуйте сами выучить жесты и движения для каждой из картинок (см. Приложение №1), а также их озвучить.

 

1.«Самолёт» – руки в стороны, покачиваемся из стороны в сторону, показываем «полёт» со звуком «У-У-У».

2. «Пальчик около губ» – рисуем пальчиком буковку О. Обводим пальцем округлые губы, говорим «О-О-О».

3. «Птенец» – руку согнуть в локте, поднять на уровень губ. Рот широко открываем, говорим «А». Одновременно с произнесением звука открываем пальцы руки, сложенные в щепотку.

4. «Эхо» – подносим раскрытые ладони ко рту, как будто хотим позвать кого-то, говорим «Э».

5. «Штангист» – имитируем подъем штанги, с усилием говорим «Ы-Ы-Ы».

6. «Юла» – резкое толкательное движение кулаком сверху вниз. Одновременно с раскручиванием юлы говорим кратко «Ю-Ю-Ю».

7. «Ёлка» – двумя руками как бы обводим контур ёлочки сверху вниз (из центра, где

макушка, в стороны, обозначая ветки). Одновременно говорим кратко «Ё-Ё-Ё».

8. «Девочка, указывающая на себя» – показываем указательным пальцем себе в грудь, говорим кратко «Я-Я-Я».

9. «Приседающий мальчик» – руки на поясе, приседаем, говорим кратко «Е».

10. «Улыбка» – улыбаемся, произносим длительно «И-И-И». Обе ладони тыльной стороной  наружу двигаются от середины губ к краям, как бы растягивая рот.

11. «Стрекоза» – руки в стороны, мелкие движения прямыми руками вверх-вниз с произнесением длительного звука «З-З-З».

12. «Автомат» – показываем, как держат автомат двумя руками и «стреляем», быстро произнося звук «Д-Д-Д» (губы растянуты в улыбке).

13. «Молоток» – имитируем рукой движение молотка, забивающего гвозди, быстро произносим «Т-Т-Т», без голоса.

14. «Сдувшийся мяч» – разведём руки немного в стороны, будто держим небольшой мяч. Теперь представим, что мяч прокололи гвоздиком, и он начал сдуваться: медленно сводим руки вместе, и длительно тянем «С-С-С».

15. «Кашель» – это имитация кашля. Прикрываем ладошкой рот и кратко и резко говорим без голоса «К-К-К».

16. «Сердитая кошка» – сгибаем пальцы рук, словно коготки; руки на уровне лица. Кошка шипит: «Ш-Ш-Ш».

17. «Поющая девочка» – имитируем работу дирижёра двумя руками, то есть плавно разводим и сводим их вместе. Одновременно «поём»: «ЛА-ЛА-ЛА».

18. «Рука с яблоком» – имитируем жест человека, протягивающего что-то на ладони другому человеку, говорим «НА!»

19. «Руль автомобиля» – показываем, как крутят руль и одновременно произносим «Р-Р-Р».

20. «Барабан» – изображаем игру на барабане: руки согнуты в локтях, в руках «держим» палочки, бьём по воображаемому барабану, говорим: «БАМ-БАМ-БАМ!».

21. «Губы и зубки» – в точности повторяем то, что нарисовано, то есть закусываем верхними зубами нижнюю губу, рот в улыбке и гудим «В-В-В» (малышу предлагаем это сделать перед зеркалом).

22. «Гусь» – руки на поясе, топчемся на месте, показывая, как гуси ходят вперевалку, говорим «ГА-ГА».

23. «Жук» – быстрые движения согнутых в локтях перед собой рук (ладони в кулак). Движения кулаков друг вокруг друга с одновременным произнесением «Ж-Ж-Ж!».

24. «Ёжик» – сплетаем пальцы рук в «замок», пальцы растопыриваем, как «иголки», произносим короткое многократное «Ф-Ф-Ф».

25. «Щекотка» – щекочем сами себя под мышками (руки крест-накрест), говорим «ой, Щ–Щ-Щекотно!»

26. «Кошка, хватающая мышку» – показываем одной ладонью резкое хватательное движение, направленное вперёд и говорим «ЦАП!»

27. «Тишина» (мальчик с указательным пальцем около рта) – подносим указательный палец ко рту, говорим «Ч-Ч-Ч!»

28. «Хлопаем в ладоши» – именно это и делаем, одновременно говорим «ХЛОП! ХЛОП!»

29. «Портрет мужчины» – это папа. Подносим тыльную сторону ладони к губам, кратко говорим «П-П-П». При этом кожей ощущаем струю вдыхаемого воздуха. Помните, что звук «П» – глухой, поэтому произносим без участия голоса. Говорим: «папа – П-П-П – папа».

30. «Портрет женщины» – это мама. Показываем движение ладонью, будто гладим маму по головке, говорим кратко: «М-М-М – мама-М-М-М».

31. «Кочка» – волнообразное движение ладонью, обозначающее контур кочки. Одновременно говорим кратко «Й-Й-Й».


Основная работа с картинками-ассоциациями

Прикрепите маленькие картинки около букв любой азбуки. Если это магнитная азбука, то буковки расположите на холодильнике или магнитной доске рядами, а под каждой из них с помощью двустороннего скотча – маленькие картинки-ассоциации. Если у вас на стене висит большой плакат с буквами или «Говорящая азбука», то приклейте картинки под каждой буквой на плакате.

Теперь вам достаточно лишь показать указкой или пальцем нужную букву, как ребёнок, ориентируясь на картинку, автоматически вспомнит движение и звук, относящийся к этой картинке. Начав произносить этот звук, вспомнится и сама буква. Получается связь: ИЗОБРАЖЕНИЕ (картинка) – ДВИЖЕНИЕ (жест) – ОЗВУЧИВАНИЕ  – УЗНАВАНИЕ БУКВЫ

            Так происходит постепенное сворачивание этой цепочки действий до окончательного результата – стойкого запоминания буквы. Чуть позже формируется так называемый механизм чтения.

Однако помните, что выучить буквы – не значит научить ребёнка читать. Для того чтобы этот полезный навык сформировался, нужно кое-что посущественнее, а именно — комплексная, научно обоснованная и проверенная на практике методика обучения чтению.


Результаты работы с картинками — ассоциациями

Теперь на заучивание букв будет уходить немного времени. После того, как ребёнок успешно запомнил все буквы, картинки-ассоциации можно снять.

Однако в некоторых случаях (например, при работе с малышами с задержками развития) картинки снимать не рекомендуется, так как они служат «шпаргалкой» при чтении слов, благодаря чему ребёнок чувствует себя увереннее.

Кроме того, игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения, а также готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи. Применяю картинки в работе с неговорящими детками для «запуска речи». Картинки-ассоциации помогают вызвать звукоподражания, вокализации, повысить мотивацию к речевым занятиям.

 

 

Приложение №1

сайт под ключ