Полковникова Виолетта
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Опубликовано в Без рубрики  Автор: vetta71
Май 22nd, 2014
сайт под ключ

«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало «немодно». И эта проблема, проблема нечитающей молодёжи (подростки,  молодые родители)  не просто актуальна, она архиактуальна.  Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время «чудесам техники» мы  задаём себе вопрос: «Что делать? Как побудить читать подростков?» Но чтобы побудить ребёнка к чтению прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь  к книге.

Я работаю учителем-логопедом в детском саду. И для меня как для педагога важно, чтобы молодые родители понимали, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли  он будет читающим подростком, любящим книгу. 

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит  они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры — в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?  Прежде чем ответить  на этот вопрос, хочу вспомнить  замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:

Может быть у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня — читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение (семейное чтение) — источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к  чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась просто: «Семейное чтение».  

Из всех обработанных анкет мы увидели, что наиболее активные участники процесса приобщения детей к чтению — это мамы и бабушки. Чаще, конечно мамы.

сайт под ключ

61% родителей читают ребёнку книги лишь  по просьбе ребёнка:

17% читают крайне редко;

лишь 22% читают книги ребёнку каждый день (перед сном).

Книга входит в семью почти с рождением ребёнка  у 11% семей

61% семей начали читать ребёнку в 1 год;

28% родителей посчитали, что читать нужно начинать ребёнку после 3-х лет.

Что же получается: до 3-х лет ребёнок был лишён встречи с книгой? А как же чтение сказок, рассматривание сказочных героев, иллюстраций?…

Несмотря на это, почти в каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до десятков. Анкеты показали, что в детской домашней библиотеке преобладают сказки, далее идёт познавательная литература. Но чаще был ответ: «Всего понемногу».

Лишь 10-я часть опрошенных выписывает детские журналы.

На вопрос об отношении ребёнка к совместному чтению большинство родителей ответило, что ребёнку этот процесс нравится.

Чего же, на взгляд родителей, им не хватает, чтобы помочь ребёнку в трудном, но увлекательном процессе — чтении?

100% ответили. что им не хватает времени;

20%  —  времени, а также знания форм и приемов привлечения к чтению.

Один из интересных вопросов был о том, что родители понимают под «семейным чтением».

60% родителей ответили  — чтение вслух для всех членов семьи;

17% считают, что это книги для каждого члена семьи отдельно;

22% считают, что это когда все члены семьи заняты своим чтением.

Практически половина опрошенных родителей не имеют представления, что же такое традиции семейного чтения, какова значимость этого увлекательного процесса.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.

Ведь семейное чтение — это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство   обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле.  Одним словом — это средство духовного обогащения семьи. Домашнее  чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

  • совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
  • совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
  • после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
  • чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

Пропагандируя семейное чтение, как главный фактор развития ребёнка и источник знаний и обогащения духовного мира семьи мы знакомим родителей своих воспитанников с основными рекомендациями, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным. Вот некоторые из них:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка ( например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите  рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём-то — это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги — это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

  • обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
  • создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
  • активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
  • проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
  • проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи, нравоучения и т.д.

 

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

 В. А. Сухомлинский сказал: — «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей , зависит от каждого  родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Презентация к статье

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P