Лариса Сапегина
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Рабочая учебная программа по организации работы ручным трудом с тканью и нитками для детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано в Без рубрики  Автор: slara
Июль 28th, 2014
сайт под ключ

Пояснительная записка

МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Колосок» осуществляет помощь семье в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Охраняет и укрепляет их физическое и психическое здоровье, способствует развитию индивидуальных способностей, проводит необходимую коррекцию нарушений развития.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно – практической деятельности детей.

Занятия с тканью и нитками решают коррекционные задачи:

  • Развитие зрительных способностей;
  • Развитие мелкой моторики кисти;
  • Формирование предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствование навыков и умений;
  • Формирование нравственных качеств (трудолюбие, начальные формы ответственности, умение доводить начатое дело до конца).

Главное, овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Это особенно актуально для нашего ДОУ, т.к. мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрительных функций.

Для ребёнка с нарушением зрения ручной труд с тканью и нитками приобретает дополнительное значение, т. к. он является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Перед педагогами ДОУ стоит важнейшая задача – проявление внимательного отношения к увеличению объёма нагрузки с точки зрения педагогической целесообразности, к созданию необходимых офтальмологических условий.

Это особенно касается содержания и методики организации занятий по работе с тканью и нитками. Основным методом работы является поэтапный показ способов и последовательности действий. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению.

Важно обеспечить удобные условия для зрительного восприятия приёмов показа действий. В ручном труде все детские поделки используются в различных видах деятельности: в игре, на занятиях, дети могут делать подарки малышам, взрослым. Важно воспитывать у детей с нарушением зрения понимание важности, необходимости доводить начатое дело до конца – это воспитывает у них уверенность в своих силах, самостоятельность, желание трудиться.

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ под редакцией Л.И.Плаксиной». – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.

Программа обеспечивает:

  1. Развитие зрительных способностей
  • правильно отмерять нить;
  • выкладывать узор из нити;
  • вдевать нитку в иголку;
  • вырезать по контуру.
  1. Развитие мелкой моторики кисти
  • умение работать с ножницами;
  • с шаблоном, трафаретом;
  • завязывать узелок.
  1. Пополнение предметной среды при участии родителей.

Цель программы:

Развитие зрительных способностей и мелкой моторики в процессе работы с тканью и нитками у детей с нарушением зрения.

 

Задачи:

Создать условия для занятий ручным трудом.

Создать условия посредством ознакомления детей с видами тканей, её свойствами, сферами применения.

Создать условия посредством ознакомления  с правилами безопасности труда.

Создать условия посредством ознакомления с оборудованием для работы с тканью.

Совершенствовать навыки и умения:

- учить вдевать нитку в иголку;

- завязывать узелок;

- пришивать пуговицу;

- сшивать простейшее изделие швом  «вперёд иголку».

сайт под ключ

Создать условия для изготовления простых поделок.

Развивать фантазию, мышление, внимание.

Обеспечить условия доводить начатое дело до конца.

Способствовать развитию навыков взаимодействия.

Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра.

Знакомить детей с хакасским декоративно – прикладным искусством.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Предполагает проведение одного кружкового занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия  20 – 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 30. Над каждой темой работаем с детьми в течение месяца (3 – 4 занятия), на которых идёт знакомство с видами ткани, ниток, оборудованием для работы, правилами безопасности труда. В конце месяца организуем выставку работ для родителей.

Содержание учебной программы

Тема Базовый   компонент Компонент   ДОУ Региональный   компонент
«Знакомство   с иголочкой» Создать   условия посредством ознакомления  с приёмами   работы иголкой и ниткой. Обеспечить условия правильного обращения с ними,   правильного хранения иглы. Коррекционное   упражнение «Найди одинаковые иголки» (активизация зрительных функций) Загадка:

«Конь   стальной, хвост льняной»

(иголка   с ниткой)«Путешествие   в страну рукоделия»Создать   условия посредством ознакомления с трафаретом и лекалом, приёмами работы с   ними.Д/игра   на развитие зрительного восприятия «Найди такой же узор»Пословица:

«Красна   птица оперением, а человек рукоделием»,

Рассматривание   альбома «Хакасия» (раздел «Орнаменты и узоры»)«Волшебные   пуговки»Создать   условия посредством ознакомления  со   способами пришивания пуговиц, аккуратно пользоваться иголкой.

Обеспечить   условия доводить начатое дело до конца.Коррекционное   упражнение

«Найди   одинаковые пуговицы»

(активизация   зрительных функций)Поговорка:

«Маленькое   дело лучше большого безделья»«Учимся   рукоделию»Создать   условия посредством вдевания нитки в иголку, завязывать узелок, отмерять   нитку и отрезать её ножницами.Коррекционное   упражнение

«Лабиринт»

(стимулирование   зрительно – двигательных функций)Пословица:

«Куда   иголка, туда и нитка»

«Маленькие   портные»

Создать   условия посредством ознакомления со швом «вперёд иголку», подбирать нитки по   цвету сочетающиеся с тканью. Учить накладывать трафарет  на ткань, делать выкройку, вырезать её.

Д/игра   «Одень куклу на прогулку»

Загадка:

«Птичка   – невеличка, носик стальной, хвостик льняной. Всех на свете обшивает, что   сошьёт, не надевает»

(иголка)«Весёлые   лоскутки»Создать   условия посредством шитья швом «вперёд иголку» по разметке, наносить контур   на ткань, вырезать форму. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое   дело до конца.Д/игра   «Что здесь тёплое, а что холодное?»

(развитие   тактильной чувствительности)Пословица:

«Умелые   руки не знают скуки»«Лесные   игрушки»Создать   условия посредством нанесения контура  на ткань с помощью трафарета, вырезать   форму. Создать условия посредством подбора ткани по расцветке и фактуре.   Способствовать развитию навыков взаимодействия.Д/игра

«Выложи   узор по образцу» (нитки, ткань, кожа)Рассказ   «Где труд, там и счастье» И.Кидиековой из книги «Моя Хакасия».

 

Календарно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Количество

НОД

Непосредственно образовательная

деятельность

Октябрь«Знакомство   с иголочкой»

5

  1.   «Путешествие в прошлое иголки»
  2.   «Правила техники безопасности по работе с иголкой,   ножницами»
  3.   «Королевство шкатулочки»
  4.   «Домик для иголочки»
  5.   «Волшебная бахрома»

 

Ноябрь«Путешествие   в страну рукоделия»

4

  1.   «Весёлые лоскутки»
  2.   «Знакомств с трафаретом, лекалом»
  3.   «Хакасские узоры»
  4.   «Вышивка на бумаге»

(по разметке)

Декабрь«Волшебные   пуговки»

3

  1.   «Помоги нитке попасть в иголку»
  2.   «Секреты пуговицы»
  3.   «Пришивание пуговицы»

 

Январь«Учимся   рукоделию»

2

  1.   Шов «вперёд иголку»
  2.   «Пришивание петельки»

 

Февраль«Маленькие   портные»

4

  1.   «Салфетка для очков»
  2.   «Домик для очков»
  3.   «Бабочка» (шитьё по разметке)
  4.   «Лучики для солнышка» (шитьё по разметке)

 

Март«Весёлые   лоскутки»

4

  1.   «Вышивание салфетки»
  2.   «Вышивание салфетки для мамы»
  3.   «Весенний ковёр»

(коллективная   аппликация из ткани)

  1.   «Цветочная полянка»

 

Апрель«Лесные   игрушки»

5

  1.   «Медвежонок»

(аппликация   из ткани)

  1.   «Зайчонок»

(шитьё   по разметке на бумаге)

  1.   «Зайка»

(аппликация   из ткани)

  1.   «Кто что ест?»

(аппликация   из ткани овощей)

  1.   «Нам весело вместе»

(коллективная   аппликация)

 

МайКонтрольные   занятия

3

  1.   «Матрёшка»

(шитьё по   контуру)

  1.   «Бусы для матрёшки»

(нанизывание   пуговиц на леску)

  1.   «Как мы помогали Незнайке»

(коллективная   аппликация из ткани)

 

 

 

Планируемые результаты освоения Программы

К концу года дети   старшего дошкольного возраста:

Знают

Умеют

  1.   Правила безопасности труда по работе с ножницами,   иголкой.
  2.   Свойства ткани, используя осязательно – зрительное   обследование и тактильную чувствительность,
  3.   Виды ткани (цветная, однотонная) и её применение.

 

  1.   Правильно отмерять нить;
  2.   Вдевать нитку в иголку;
  3.   Завязывать узелок;
  4.   Пришивать пуговицу;
  5.   Сшивать изделие швом «вперёд иголку»;
  6.   Наносить контур на ткань с помощью трафарета и   лекала;
  7.   Вырезать форму;
  8.   Составлять несложные аппликации;
  9.   Подбирать ткань по фактуре и расцветке в   соответствии с предметом.

 

 

Способы проверки результатов освоения Программы.

Для выявления уровня развития способностей, владения навыками работы с тканью и нитками в начале (сентябрь) и в конце года (май) проводятся контрольные диагностические занятия с детьми, ориентированные на основные требования к знаниям воспитанников.

Выделяются три уровня диагностики по программе : высокий, средний, низкий, которые характеризуются степенью успешности выполнения заданий:

  • Дети, выполнившие задание самостоятельно и правильно, относятся к высокому уровню;
  • Дети, выполнившие задание с помощью педагога, относятся к среднему уровню;
  • Дети, выполнившие задание частично или не смогли выполнить, относятся к низкому уровню.

Диагностируются дети по следующим критериям:

- умение работать с шаблоном, трафаретом;

- умение экономить ткань;

- умение соединять 2 детали выкройки вместе;

- умение подбирать ткань по фактуре и цвету;

- умение вдевать нитку в иголку;

- знание правил безопасности труда;

- умение вырезать форму;

- умение шить по контуру.

 

 

Список средств обучения

Технические средства обучения

Наглядные пособия

Оборудование

Магнитофон;

Ноутбук;

Мультимедиа.

Плакаты

(схемы   работы);

Аппликации из   ткани;

Альбом «Виды   ткани»;

Поделки из   ниток

(куклы);

Трафареты,   шаблоны;

Дидактический   материал к коррекционным упражнениям.Естественное   и искусственное освещение;

Ножницы   с тупым концом;

Иголки   с широким ушком;

Нитки   разного цвета для шитья;

Нитки   разного цвета для вязания (выкладывание узоров на бархатной бумаге);

Кусочки   ткани разной фактуры (шёлк, байка, драп, ситец и т.д.)

Пуговицы;

Клей   ПВА;

Наборы   бархатной бумаги.

 

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под редакцией Л.И.Плаксиной,- М.: Издательство «Экзамен» 2003 г.
  2. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы/ Художники Витковская Н.И., Куров В.Н. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 г.
  3. Тарловская Н.Ф.,Топоркова Л.А.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Книга для воспитателей детского сада и родителей – 2–е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994 г.
  4. Лубковска К., Згрыкова И. Сделаем это сами. Пособие для воспитателя детского сада/ Перевод  с  польского Павлович О.А. – М.: Просвещение, 1983 г.
сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P