Лариса Сапегина
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Зрительная гимнастика как часть коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Опубликовано в Без рубрики  Автор: slara
Июль 28th, 2014
сайт под ключ

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. В известном выражении: «Взгляд ваших глаз был понятней, чем тысяча фраз», — скрыт глубокий смысл. Глядя в глаза, мы не только узнаём о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза – признак хорошего здоровья.

Ежегодно 11 октября отмечается Всемирный день зрения – этот день призван привлечь внимание правительства всех стран к проблемам сохранения зрения.

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Парадокс в том, что глаза тренируются ежедневно, но, несмотря на нагрузки, зрение может ухудшаться. Врачи уже давно трубят о том, что так называемая эпидемия заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами. В настоящее время значительную часть в структуре  глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого  многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией  и многими другими видами нарушения зрения.

Одним из требований при организации  коррекционно – педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведения мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но профилактикой зрительных нарушений.

К  профилактическим  мероприятиям,  предотвращающим  прогрессирование нарушений зрения относятся:

  • Соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;
  • Использование  наглядных пособий, книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • Чередование непосредственно-образовательной деятельности детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль  над  правильной позой во время образовательной деятельности;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное гармоничное развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

В связи с этим педагогический коллектив нашего детского сада большое внимание уделяет  охране и гигиене зрения дошкольников, реализации проектной деятельности по данному направлению, привлекая к данной проблеме всех специалистов детского сада, и родителей через реализацию игр, упражнений, тренингов, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

сайт под ключ

В программе для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 4 вида под редакцией доктора педагогических наук Любовь Ивановны Плаксиной наряду с общими задачами охраны укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика – это  часть коррекционно – воспитательной работы с детьми с нарушением зрения.

Цель гимнастики для глаз – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

В целях охраны зрения непрерывная работа зрительного анализатора регламентируется:

  • Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся в занятии и связаны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут;
  • На 14-17й минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут;
  • В случаях, когда первая половина занятия  не связана со зрительной нагрузкой, например чтение или рассказывание сказки, то на 11-13 минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18 минуте упражнения для глаз.

Необходимо соблюдать условия и общие правила проведения зрительной гимнастики.

Самым важным условием проведения зрительной гимнастики является:

  1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) – это необходимо для того, чтобы заставить  работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
  2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей  и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
  3. Выбор зрительных упражнений для образовательной деятельности с детьми определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

Общие правила:

  • Всегда снимать очки;
  • Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;
  • Сосредоточить внимание на глазах;
  • После выполнения упражнений хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Изучив методические рекомендации известных офтальмологов В.Ф Базарного, В.А.Ковалёва, Л.И.Григоряна, И.Смирнова, У.Бейтса, М.Корбетт, Ю.А.Утехина и др. мы разработали материал по использованию тренажёров, упражнений различного направления, целью которых является:

  • Снижение психической и зрительной утомляемости;
  • Повышение остроты зрения;
  • Развитие зрительно – двигательной координации;
  • Упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;
  • Повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

 

В практике нашего дошкольного учреждения педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

 

Со стихами

Для более чёткого восприятия используются стихотворные формы словесных подсказок,    которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете,  перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве. Имитационные действия глазами в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребёнка в целом.

 

С опорой на схему

Настенные  офтальмотренажёры,  представленные  в виде схем, размещаются на стене , против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем, либо указкой траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Допускаются настенные тренажёры большого формата для коллективного выполнения, стоя с помощью электронной указки. Дети следят глазами по предложенным траекториям, которые отличаются по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

 

С индивидуальными офтальмотренажёрами

Индивидуальные тренажёры, «держалки»: представляют собой сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями в виде линейки. Воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрационный материал, тем самым создавая дополнительную активность для всех групп мышц.

 

С сигнальными метками

В различных участках комнаты, в пределах которой проходит занятие на потолке фиксируется (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.

Электронные зрительные гимнастики

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик являются электронные видеоигры для глаз. Это изложенные в занимательной форме упражнения. Их цель – снятие зрительного напряжения. Творческой группой нашего дошкольного учреждения разработаны 5 мини – комплексов таких зрительных игр в рамках проектной деятельности .  Каждый мини – комплекс  упражнений описан в отдельном рассказе, состоящем из игр – упражнений, объединённых общими сказочно – приключенческими персонажами. Таким видом зрительной гимнастики пользуются узкие специалисты на индивидуальных занятиях.

Опираясь на разработки доцента Ковалёва Валерия Анатольевича, создали в электронном варианте:

Тренажёр «Видеоазимут», тренажёр «Дорожка» — они необходимы для укрепления глазодвигательных  мышц.

Создан  электронный  вариант  В.Ф.Базарного («восьмёрка»).

Тренажёры « Бегунки» — детям предлагается пробежать глазами по предложенным траекториям, в виде зигзага, спирали,  по прямой.

Электронные лабиринты (проследи за меткой по лабиринту)

Тренажёр « Дождик» (проследи за каплей) способствует развитию зрительной реакции и прослеживающих функций глаз

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.

  • обеспечивает улучшение кровоснабжение тканей глаза;
  • повышает силу, эластичность и тонус  глазных мышц и глазодвигательных нервов;
  • укрепляет мышцы век;
  • снимает переутомление зрительного аппарата;
  • развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

корректирует функциональные дефекты зрения.

Анализ  литературы по проблеме исследования  показал,  что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребёнка. Повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает  улучшение кровоснабжение тканей глаза, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.

Опыт нашей работы позволил  отметить, что профилактика зрительных нарушений с применением специальных тренажёров является  эффективной и неотъемлемой частью коррекционно  – воспитательного процесса.

Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P