Лариса Сапегина
Ещё один сайт сети «детский сад «Колосок»»

Развитие мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством специально организованных занятий

Опубликовано в Без рубрики  Автор: slara
Июль 28th, 2014
сайт под ключ

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Между зрением и осязанием, как известно, много общего — с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.

Тема  моего исследования: «Развитие мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством специально организованных занятий».

Целью исследования является изучение виляния специально организованных занятий на развитие мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объект исследования – процесс формирования мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предметом исследования являются специально организованные занятия по развитию мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Чтобы более детально изучить тему, я поставила перед собой задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики и осязания у детей;

2. Изучить особенности развития мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

3. Подобрать и систематизировать игры и упражнения, направленные на развитие осязания и мелкой моторики.

  Читать полностью »

Нет отзывов »

Рабочая учебная программа по организации работы ручным трудом с тканью и нитками для детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано в Без рубрики  Автор: slara
Июль 28th, 2014

Пояснительная записка

МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Колосок» осуществляет помощь семье в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Охраняет и укрепляет их физическое и психическое здоровье, способствует развитию индивидуальных способностей, проводит необходимую коррекцию нарушений развития.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно – практической деятельности детей.

Занятия с тканью и нитками решают коррекционные задачи:

  • Развитие зрительных способностей;
  • Развитие мелкой моторики кисти;
  • Формирование предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствование навыков и умений;
  • Формирование нравственных качеств (трудолюбие, начальные формы ответственности, умение доводить начатое дело до конца).

Главное, овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Это особенно актуально для нашего ДОУ, т.к. мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрительных функций.

Для ребёнка с нарушением зрения ручной труд с тканью и нитками приобретает дополнительное значение, т. к. он является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Перед педагогами ДОУ стоит важнейшая задача – проявление внимательного отношения к увеличению объёма нагрузки с точки зрения педагогической целесообразности, к созданию необходимых офтальмологических условий.

Это особенно касается содержания и методики организации занятий по работе с тканью и нитками. Основным методом работы является поэтапный показ способов и последовательности действий. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению.

Важно обеспечить удобные условия для зрительного восприятия приёмов показа действий. В ручном труде все детские поделки используются в различных видах деятельности: в игре, на занятиях, дети могут делать подарки малышам, взрослым. Важно воспитывать у детей с нарушением зрения понимание важности, необходимости доводить начатое дело до конца – это воспитывает у них уверенность в своих силах, самостоятельность, желание трудиться.

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ под редакцией Л.И.Плаксиной». – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.

Читать полностью »

Нет отзывов »

Зрительная гимнастика как часть коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Опубликовано в Без рубрики  Автор: slara
Июль 28th, 2014

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. В известном выражении: «Взгляд ваших глаз был понятней, чем тысяча фраз», — скрыт глубокий смысл. Глядя в глаза, мы не только узнаём о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза – признак хорошего здоровья.

Ежегодно 11 октября отмечается Всемирный день зрения – этот день призван привлечь внимание правительства всех стран к проблемам сохранения зрения.

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Парадокс в том, что глаза тренируются ежедневно, но, несмотря на нагрузки, зрение может ухудшаться. Врачи уже давно трубят о том, что так называемая эпидемия заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами. В настоящее время значительную часть в структуре  глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого  многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией  и многими другими видами нарушения зрения.

Одним из требований при организации  коррекционно – педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведения мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но профилактикой зрительных нарушений.

К  профилактическим  мероприятиям,  предотвращающим  прогрессирование нарушений зрения относятся:

  • Соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;
  • Использование  наглядных пособий, книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • Чередование непосредственно-образовательной деятельности детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль  над  правильной позой во время образовательной деятельности;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное гармоничное развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

В связи с этим педагогический коллектив нашего детского сада большое внимание уделяет  охране и гигиене зрения дошкольников, реализации проектной деятельности по данному направлению, привлекая к данной проблеме всех специалистов детского сада, и родителей через реализацию игр, упражнений, тренингов, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

В программе для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 4 вида под редакцией доктора педагогических наук Любовь Ивановны Плаксиной наряду с общими задачами охраны укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика – это  часть коррекционно – воспитательной работы с детьми с нарушением зрения.

Цель гимнастики для глаз – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

В целях охраны зрения непрерывная работа зрительного анализатора регламентируется:

  • Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся в занятии и связаны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут;
  • На 14-17й минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут;
  • В случаях, когда первая половина занятия  не связана со зрительной нагрузкой, например чтение или рассказывание сказки, то на 11-13 минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18 минуте упражнения для глаз.

Необходимо соблюдать условия и общие правила проведения зрительной гимнастики.

Самым важным условием проведения зрительной гимнастики является:

  1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) – это необходимо для того, чтобы заставить  работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
  2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей  и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
  3. Выбор зрительных упражнений для образовательной деятельности с детьми определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

Читать полностью »

Нет отзывов »

Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения

Опубликовано в Без рубрики  Автор: admin
Июнь 11th, 2014

Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения»

Сапегина Л.А.

Воспитатель МБДОУ д/с «Колосок»

города Черногорска

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

При всех поистине безграничных возможностях, которые открывают перед дошколёнком планшетник или компьютер,  у него есть один недостаток: привыкнув к яркому виртуальному миру, ребёнок вряд ли захочет, да и сможет, пользоваться бумажными книгами.

При пользовании  электронной  техникой не происходит главного: ребёнок не учится концентрироваться на тексте, извлекать из него необходимую информацию, самостоятельно её структурировать. Вместо этого ещё до школы он привыкает скользить по поверхности информационных потоков, выхватывая  из них лишь наиболее яркое, удобное и легко запоминающееся. А базовые навыки текстового мышления (умение воспринимать, анализировать и интерпретировать тексты), которые должны закладываться именно в этом возрасте, так и остаются недоразвитыми. Читать полностью »

Нет отзывов »


 
P