Людмила Пичугина
Учитель-логопед «детский сад "Колосок"»

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Опубликовано в Без рубрики  Автор: admin
Январь 16th, 2015
сайт под ключ

Коррекционной  логопедической работе предшествует углубленное обследование детей логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных  и вторичных отклонений, требующих  индивидуального подхода к каждому ребенку.

Речевые нарушения у детей с амблиопией и косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня, фонетико — фонематическое недоразвитие речи, заикание.

Выделяют 3 группы детей  с различной степенью тяжести нарушений зрения и речи.

Для детей 1ой группы характерна грубая несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико — грамматическим недоразвитием. Беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи.

У детей 2ой группы обширно представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений.

сайт под ключ

У детей 3ей группы хорошая слуховая дифференциация звуков. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию. Объем и качество словаря соответствует возрасту, хорошо развита связная речь.

Работа по коррекции речи детей в детском саду с нарушением зрения должна проводиться при согласовании с тифлопедагогом, но так как в нашем детском саду этого  специалиста нет, речь детей корректируется логопедом, одновременно осуществляя взаимосвязь с воспитателями.

Логопед проводит фронтальные занятия  по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах, а также индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения и развитию связной речи.

Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, двигательными, интеллектуальными  возможностями дошкольника.

На занятиях по обучению грамоте ведется параллельная работа над звуком и буквой. Дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой и буквенный анализ и синтез слов. Дети, не справившиеся с заданиями на фронтальном занятии, продолжают обучение на индивидуальных и подгрупповых занятиях: выполняют звуковой и слоговой анализ и синтез слов, упражняются в употреблении лексико — грамматических категорий языка, составлении предложений, работают над образными сравнениями.

В результате проводимой коррекционно — логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления дошкольников и устно — речевую базу для овладения элементами грамоты. В ходе работы многие дети овладевают связным описательным и повествовательным рассказом, умениями  описывать наблюдения, пользоваться различными типами предложений.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер. Коррекционная логопедическая работа строится с учетом решаемых врачом — офтальмологом задач.

В период окклюзии логопед проводит следующие игры и упражнения:

«Дорисуй по точкам», «Обведи и заштрихуй», «Угадай предмет»,»Обведи по контуру», «Дорисуй вторую половину» и так далее.

На развитие бинокулярного зрения направлены следующие упражнения:

«Моделирование картинки», «Сложи картинку», «Выложи так же», «Угадай, кто прячется», «Узнай предмет», «Узнай по контуру», «Узнай по силуэту» и т.д.

Для всех используемых на логопедических  игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи дошкольников и этапов коррекционной работы (постановка звука, автоматизация, дифференциация; работа над лексико — грамматическими  компонентами речи). Например, при дорисовке или штриховке логопед выбирает  объект с названием, содержащим звуки, над которыми ведется работа.

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P