Ирина Карасева
Воспитатель «детский сад "Колосок"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Опубликовано в Без рубрики  Автор: karaseva
Октябрь 8th, 2014
сайт под ключ

             «Слушай, думай, рассуждай да смекалку развивай!»

 1

Общая цель педагогической работы – развитие  активной, инициативной личности, способной самостоятельно познавать окружающий мир. Важнейшим качеством этой личности является высокий уровень познавательной активности.   По каким показателям мы можем судить о наличии у ребенка познавательной активности?

1.       Сосредоточенность, концентрация внимания на интересующем его предмете, процессе;

2.       Собственная инициатива ребенка, когда он по своему желанию обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше.

3.       Участие в обсуждении явлений окружающей действительности, высказывание своего мнения.

4.       Переживание положительных эмоций при преодолении затруднений в деятельности.

5.       Проявление своей заинтересованности в мимике, жестах.

Познавательная активность не является врожденной, она формируется на протяжении всей жизни человека.

У детей с нарушением зрения  процессы исследовательского поведения осложняются их первичными зрительными нарушениями и вторичными, сопутствующими им, диагнозами.

Существует проблема: ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире, что значительно задерживает  развитие всех познавательных процессов. Поэтому возникает необходимость развития познавательной активности  у таких особых детей также в особой, специально организованной окружающей среде.

Мы решаем эту проблему разнообразными средствами.

  1. 1.   Организация предметно-развивающей среды,       

которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, согласно принципам развивающего обучения   Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования:

-  информативности  (для слабовидящих детей необходима доступная

зрительная информация – образцы, трафареты,

алгоритмы , схемы описаний, яркие эталоны и т.д.)

-  вариативности  (наличие различных пространств (центров, уголков) и мате-

риалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей; периодическая сменяемость

игрового материала, внесение новых предметов, стимули-

рующих игровую, двигательную, познавательную,

исследовательскую деятельность детей)

-  полифункциональности  (возможность разнообразного использования

составляющих предметной среды – мебели, модулей,

ширм, а также наличие полифункциональности

предметов-заместителей)

-  педагогической  целесообразности

-  трансформируемости  (возможность изменений предметно-пространственной

среды в зависимости от образовательной ситуации, а

также от меняющихся интересов детей).

 

2         3

      Центр «Юный художник»                                            Центр «Дорожная безопасность»

4      5

                                                                   Центр «Мы – спортсмены!»

2.     Развивающие игры   

Ни для кого не секрет, что развитие познавательной активности происходит в игровой деятельности, которая является ведущей в жизни ребенка .

В игре ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.

6      7

сайт под ключ

                                                                          Развивающий центр

 8          9

3.  Экспериментирование      

В процессе дидактических игр и упражнений дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

10         11

4. Решение проблемных ситуаций, поисковые задания.        

В это же время осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение — они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.           

12           13

5. Моделирование

Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Специфика нашей работы заключается в том, что любую развивающую игру мы адаптируем к особенностям наших детей, вносим коррекционный компонент.  ( развитие бинокулярного зрения, глазодвигательных функций, зрительно-моторной координации и т.д.)        

Методы и приемы, применяемые  для формирования познавательной активности:

- следуя «золотому» правилу Я.А.Коменского:  «Все, что только можно, представляем ребенку наглядно», а это – опорные картинки, рисунки, макеты, схемы, мнемотаблицы, сигнальные метки, всевозможный игровой  дидактический материал и т.д.

- стараемся поддерживать атмосферу дружеского сотрудничества, ведь положительные эмоции стимулируют творчество, инициативу ребят.

- умение ставить вопросы немаловажно для развития мыслительной  деятельности  (загадки, игры «данетки», решение проблемных ситуаций).

- индивидуальная деятельность ребенка. Он усваивает все прочно и надолго,  когда слышит, видит и все делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. А чем больше органов  чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек  ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

В качестве иллюстрации предлагаем несколько игр разной направленности.

ВОСПРИЯТИЕ

Начинаем мы с обучения способам сенсорного обследования предметов . Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».  Значит, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, анализирует, сравнивает, рассуждает, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и  повышается познавательная активность.

 «Считаем языком» 

Взять в рот горстку мелких драже, сухариков, кусочков фруктов и сосчитать их языком.

«Найди друга по представлению»

Авторская игра на развитие тактильной чувствительности. Игроку завязывают глаза, предлагают ощупать и описать ребенка из зрителей, стоящего перед ним. Затем посадить этого ребенка к остальным зрителям. Развязать глаза игроку и предложить найти в группе того ребенка, опираясь на свои ощущения.

«Угадай, от какого предмета деталь»

В яркий мешочек сложить детали от разных предметов: колесо от машинки, колечко от пирамидки, кукольная туфелька, колпачок от ручки и т.д. Дети по одному нащупывают одну деталь и называют, что это и от какого предмета .

МЫШЛЕНИЕ

Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления  является основным  направлением нашей работы в младшей и средней группах;  в старшем дошкольном возрасте  приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных  мыслительных операций.

Для этого используем  дидактические игры,  головоломки, решаем различные логические игры и лабиринты, т.к. они  вызывают у детей большой интерес.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Эти важнейшие  мыслительные операции мы формируем в интеллектуальных играх.

 «Такое – не такое»  Развивает умение анализировать.

14

  • У каких очков есть что-то такое, что есть у очков 4 и 8?   (6-стекла)
  • У каких очков есть что-то такое, чего нет у очков 4 и 8?  (6,9- переносица, 1,5,2,7,9-стекла)
  • У каких очков нет ничего такого, что есть у очков 1и 2? (6,-стекла,переносица)

«Шаг наискось».  Развивает умение планировать.

15

  • К какому цветку может попасть кукла тремя шагами наискось от цветка 6? (2,8)
  • К какому цветку не может попасть кукла тремя шагами наискось от цветка 2? (1,3,5,7)
  • Как может кукла попасть от цветка 1 к цветку 2, делая три разных шага? (1-4-5-2; 1-5-3-2)
  • Как может кукла попасть от цветка 6 к цветку 4, делая три разных шага?  (6-3-2-4, 6-2-1-4, 6-2-5-4, 6-5-1-4, 6-5-8-4, 6-8-7-4, 6-9-8-4, 6-8-7-4 и т.д.)

«Выше-ниже-между». Развивает умение рассуждать.

16

  • У Юры и Вовы были парашюты. Парашют одного мальчика нарисован в круге 2, а другого- в круге 8. Парашют Юры был в круге, расположенном выше круга 5,а парашют Вовы – между кругами 7 и 9. В каких кругах нарисованы парашюты Юры и Вовы?    ( Юра – 2, Вова – 8)
  • У Сергея и Павла были парашюты. Парашют одного мальчика – в круге 1,а другого-в круге 9. Парашют Сергея был в круге, расположенном выше круга 4, а парашют  Павла-в круге ниже круга 5. В каком круге нарисован парашют Сергея? В каком – парашют  Павла?   (Сергей – 1, Павел – 9) 

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ

В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом.

Слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за артикуляцией  собеседника, из-за чего страдает произношение; неполное восприятие  затрудняет соотнесение слова и предмета, обедняет словарный запас,  снижает  понимание значений слов.   Поэтому требуется интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, воспитателей и родителей.

   Игры на развитие РЕЧИ:

«Расскажи сказку от имени героя»

«Расскажи сказку (отрывок) не словами автора» 

«Кто кем был?»    (анализируем предметы по схеме):

Если мы рассмотрим что-то  (предмет),       Например,  хлеб                 

Это что-то для чего-то   (функция).                                          еда             

Это что-то из чего-то  (подсистема),                                        мука

Это что-то часть чего-то  (надсистема),                                тесто 

Чем-то было раньше что-то  (прошлое),                               зерно               

Что-то будет с этим что-то  (будущее).                                 сила, здоровье                                                                        

    «Необитаемый остров» — проблемная ситуация

Представьте, что каждый из вас оказался один на необитаемом острове и должен придумать, как:

-  сделать себе жилище;

-  сделать посуду;

-  сделать себе одежду;

-  добыть огонь;

-  отыскать или поймать себе что-

нибудь на обед;

-  сделать лодку или плот;

-  сделать зонт от солнца;

-  постричься;

-  сделать обувь;

-  определить время;

-  подать сигнал о помощи .

Дети предлагают свои идеи, которые можно претворить в жизнь (моделирование, ручной труд), а потом обыграть их

Таким образом,  правильное построение процесса развивающего обучения , использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей позволяют нам компенсировать отклонения в развитии детей,  формировать у них навыки школьной деятельности, социальной адаптации.   Наши выпускники успешно обучаются в общеобразовательных школах города.

 

 

 

 

 

   

 

 

сайт под ключ

Оставить комментарий

 
P