ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ
«Слушай, думай, рассуждай да смекалку развивай!»
Общая цель педагогической работы – развитие активной, инициативной личности, способной самостоятельно познавать окружающий мир. Важнейшим качеством этой личности является высокий уровень познавательной активности. По каким показателям мы можем судить о наличии у ребенка познавательной активности?
1. Сосредоточенность, концентрация внимания на интересующем его предмете, процессе;
2. Собственная инициатива ребенка, когда он по своему желанию обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше.
3. Участие в обсуждении явлений окружающей действительности, высказывание своего мнения.
4. Переживание положительных эмоций при преодолении затруднений в деятельности.
5. Проявление своей заинтересованности в мимике, жестах.
Познавательная активность не является врожденной, она формируется на протяжении всей жизни человека.
У детей с нарушением зрения процессы исследовательского поведения осложняются их первичными зрительными нарушениями и вторичными, сопутствующими им, диагнозами.
Существует проблема: ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире, что значительно задерживает развитие всех познавательных процессов. Поэтому возникает необходимость развития познавательной активности у таких особых детей также в особой, специально организованной окружающей среде.
Мы решаем эту проблему разнообразными средствами.
- 1. Организация предметно-развивающей среды,
которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, согласно принципам развивающего обучения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования:
- информативности (для слабовидящих детей необходима доступная
зрительная информация – образцы, трафареты,
алгоритмы , схемы описаний, яркие эталоны и т.д.)
- вариативности (наличие различных пространств (центров, уголков) и мате-
риалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическая сменяемость
игрового материала, внесение новых предметов, стимули-
рующих игровую, двигательную, познавательную,
исследовательскую деятельность детей)
- полифункциональности (возможность разнообразного использования
составляющих предметной среды – мебели, модулей,
ширм, а также наличие полифункциональности
предметов-заместителей)
- педагогической целесообразности
- трансформируемости (возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, а
также от меняющихся интересов детей).
Центр «Юный художник» Центр «Дорожная безопасность»
Центр «Мы – спортсмены!»
2. Развивающие игры
Ни для кого не секрет, что развитие познавательной активности происходит в игровой деятельности, которая является ведущей в жизни ребенка .
В игре ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.
Развивающий центр
3. Экспериментирование
В процессе дидактических игр и упражнений дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
4. Решение проблемных ситуаций, поисковые задания.
В это же время осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение — они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.
5. Моделирование
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Специфика нашей работы заключается в том, что любую развивающую игру мы адаптируем к особенностям наших детей, вносим коррекционный компонент. ( развитие бинокулярного зрения, глазодвигательных функций, зрительно-моторной координации и т.д.)
Методы и приемы, применяемые для формирования познавательной активности:
- следуя «золотому» правилу Я.А.Коменского: «Все, что только можно, представляем ребенку наглядно», а это – опорные картинки, рисунки, макеты, схемы, мнемотаблицы, сигнальные метки, всевозможный игровой дидактический материал и т.д.
- стараемся поддерживать атмосферу дружеского сотрудничества, ведь положительные эмоции стимулируют творчество, инициативу ребят.
- умение ставить вопросы немаловажно для развития мыслительной деятельности (загадки, игры «данетки», решение проблемных ситуаций).
- индивидуальная деятельность ребенка. Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и все делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. А чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В качестве иллюстрации предлагаем несколько игр разной направленности.
v ВОСПРИЯТИЕ
Начинаем мы с обучения способам сенсорного обследования предметов . Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Значит, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, анализирует, сравнивает, рассуждает, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
«Считаем языком»
Взять в рот горстку мелких драже, сухариков, кусочков фруктов и сосчитать их языком.
«Найди друга по представлению»
Авторская игра на развитие тактильной чувствительности. Игроку завязывают глаза, предлагают ощупать и описать ребенка из зрителей, стоящего перед ним. Затем посадить этого ребенка к остальным зрителям. Развязать глаза игроку и предложить найти в группе того ребенка, опираясь на свои ощущения.
«Угадай, от какого предмета деталь»
В яркий мешочек сложить детали от разных предметов: колесо от машинки, колечко от пирамидки, кукольная туфелька, колпачок от ручки и т.д. Дети по одному нащупывают одну деталь и называют, что это и от какого предмета .
v МЫШЛЕНИЕ
Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления является основным направлением нашей работы в младшей и средней группах; в старшем дошкольном возрасте приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных мыслительных операций.
Для этого используем дидактические игры, головоломки, решаем различные логические игры и лабиринты, т.к. они вызывают у детей большой интерес.
В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Эти важнейшие мыслительные операции мы формируем в интеллектуальных играх.
«Такое – не такое» Развивает умение анализировать.
- У каких очков есть что-то такое, что есть у очков 4 и 8? (6-стекла)
- У каких очков есть что-то такое, чего нет у очков 4 и 8? (6,9- переносица, 1,5,2,7,9-стекла)
- У каких очков нет ничего такого, что есть у очков 1и 2? (6,-стекла,переносица)
«Шаг наискось». Развивает умение планировать.
- К какому цветку может попасть кукла тремя шагами наискось от цветка 6? (2,8)
- К какому цветку не может попасть кукла тремя шагами наискось от цветка 2? (1,3,5,7)
- Как может кукла попасть от цветка 1 к цветку 2, делая три разных шага? (1-4-5-2; 1-5-3-2)
- Как может кукла попасть от цветка 6 к цветку 4, делая три разных шага? (6-3-2-4, 6-2-1-4, 6-2-5-4, 6-5-1-4, 6-5-8-4, 6-8-7-4, 6-9-8-4, 6-8-7-4 и т.д.)
«Выше-ниже-между». Развивает умение рассуждать.
- У Юры и Вовы были парашюты. Парашют одного мальчика нарисован в круге 2, а другого- в круге 8. Парашют Юры был в круге, расположенном выше круга 5,а парашют Вовы – между кругами 7 и 9. В каких кругах нарисованы парашюты Юры и Вовы? ( Юра – 2, Вова – 8)
- У Сергея и Павла были парашюты. Парашют одного мальчика – в круге 1,а другого-в круге 9. Парашют Сергея был в круге, расположенном выше круга 4, а парашют Павла-в круге ниже круга 5. В каком круге нарисован парашют Сергея? В каком – парашют Павла? (Сергей – 1, Павел – 9)
v РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом.
Слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за артикуляцией собеседника, из-за чего страдает произношение; неполное восприятие затрудняет соотнесение слова и предмета, обедняет словарный запас, снижает понимание значений слов. Поэтому требуется интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, воспитателей и родителей.
Игры на развитие РЕЧИ:
«Расскажи сказку от имени героя»
«Расскажи сказку (отрывок) не словами автора»
«Кто кем был?» (анализируем предметы по схеме):
Если мы рассмотрим что-то (предмет), Например, хлеб
Это что-то для чего-то (функция). еда
Это что-то из чего-то (подсистема), мука
Это что-то часть чего-то (надсистема), тесто
Чем-то было раньше что-то (прошлое), зерно
Что-то будет с этим что-то (будущее). сила, здоровье
«Необитаемый остров» — проблемная ситуация
Представьте, что каждый из вас оказался один на необитаемом острове и должен придумать, как:
- сделать себе жилище;
- сделать посуду;
- сделать себе одежду;
- добыть огонь;
- отыскать или поймать себе что-
нибудь на обед;
- сделать лодку или плот;
- сделать зонт от солнца;
- постричься;
- сделать обувь;
- определить время;
- подать сигнал о помощи .
Дети предлагают свои идеи, которые можно претворить в жизнь (моделирование, ручной труд), а потом обыграть их
Таким образом, правильное построение процесса развивающего обучения , использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей позволяют нам компенсировать отклонения в развитии детей, формировать у них навыки школьной деятельности, социальной адаптации. Наши выпускники успешно обучаются в общеобразовательных школах города.